Belarusian BE English EN Russian RU

Владимир ЧЕРНОВ: созданы все условия для развития спортсменов

IV и V этапы международных соревнований по биатлону «PARI Кубок Содружества» пройдут 17-30 января
9 января, 2023
Подошел к концу I этап Кубка Беларуси по стрельбе пулевой, посвященный памяти заслуженного тренера СССР и БССР А. В. Юрчика
16 января, 2023

Брестчанин Владимир Чернов вот уже около 5 лет как мастер спорта международного класса по пулевой стрельбе. Сегодня он член национальной команды Республики Беларусь и один из сильнейших «винтовочников» страны. Поговорили с ним о том, каким оказался путь от школьника к профессионалу, о планах и мечтах, о развитии вида спорта в Беларуси.

— Владимир, как вы пришли в пулевую стрельбу?

— И случайно, и неслучайно. Примерно в 2008 году. До этого около года я занимался лёгкой атлетикой, но из-за проблем со здоровьем с активными видами спорта пришлось проститься. Как сказали тогда врачи, в лучшем случае я мог заниматься плаванием в своё удовольствие. Родители переживали за сына-подростка и решили, что спасением от плохой компании всё же будет спорт. Выбор пал на пулевую стрельбу, потому что ею когда-то занималась моя родная тётя. Семья у нас вообще спортивная по линии отца: и он сам, и его родители — волейболисты.

Изначально стрельба рассматривалась как «перевалочный пункт». Ни у кого не было мысли о том, что меня затянет. Отец первоначально зашёл в тир ШВСМ в Бресте, но туда брали более взрослых и опытных спортсменов, поэтому нас направили в тир «Динамо». Там я попал к своему первому тренеру Маркевич (Сальниковой) Ирине Васильевне.

— Сразу понравилось?

— А как может стрельба не понравиться мальчишке? Во дворе детьми мы бегали с палками, играя в войнушку. А тут тебе в руки дают пусть и спортивное, но реальное оружие. Это было невероятно интересно и захватывающе. Я даже привёл в тир несколько одноклассников, только они впоследствии бросили тренировки, а я остался.

— А вам ни разу не хотелось бросить?

— У меня был такой период. Нехорошие мысли появились примерно через год после первой тренировки: запал спал и стало сказываться отсутствие свободного времени. Я видел, как мои ровесники после школы играли в футбол, а я шёл на тренировку, а уже после делать уроки.  К тому же этот спорт достаточно статичный.

Во время катания на лыжах, уже примерно спустя год после начала тренировок, я неудачно упал и повредил палец. Мне наложили гипс. Я не сказал об этом тренеру и просто пропал на какое-то время, а она не звонила. Тогда я решил, что это момент, когда уже можно уйти… Но не тут-то было. Ирина Васильевна позже всё же позвонила маме, уточнила, что случилось. Она сказала: «Ничего страшного. Приходи, постреляешь лёжа с упора. Правая рука не левая». Надо, значит, надо. Видимо, она увидела во мне потенциал. И я ей за это очень благодарен.

— Когда вы поняли, что ваши отношения со спортом — это серьёзно?

— Осознал, когда решил поступать в училище олимпийского резерва. Это было примерно через 2 года после первой тренировки. Ирина Васильевна не очень хотела отпускать, но она же и помогла попасть туда. Так, примерно в 2010-м я попал к своему второму тренеру, уже в УОР, Ирине Павловне Ерошкиной.

В училище было очень интересно и комфортно. Тир, в котором тренировались ребята из УОР, был именно тем, в который впервые пришёл мой отец и из которого его направили в «Динамо». Это были совсем другие установки и оружие, костюмы. Там уже тогда тренировались такие прекрасные спортсмены, как Юрий Щербацевич, Светлана Будько. Я тогда в очередной раз восхитился. Это был совсем другой уровень. Я поступил на курсы при училище: получал среднее специальное образование как тренер-преподаватель. В это время параллельно продолжал тренировки у Ирины Павловны, где меня заметил мой нынешний тренер Андрей Викторович Фоминых и забрал к себе.

— Новый 2023 год начался для вас с попадания в нацкоманду…

— Я уже оказывался в числе членов нацкоманды раньше, но из-за падения результатов на какое-то время выпадал из неё. Сегодня я рад, что не отступил и снова смог вернуться в ряды лучших белорусских спортсменов. Прошлый сезон для меня оказался вполне успешным. В начале на международных соревнованиях в Эстонии с хорошим результатом в упражнении ВП-6 я вошёл в финал. Там сложилось не совсем успешно, но итогами я доволен. Уже тогда я понимал, что нахожусь на верном пути, а значит, проведённая работа была не зря.

После Эстонии в феврале мы участвовали в этапе Кубка мира в Каире, где я показал своё лучшее выступление на международном соревновании. Там же с ВП-6 я тоже стал четвертым, войдя в финал. Я был готов и принимал верные решения. Очень в тот момент помогала работа с психологом, которая подсказывала нужные техники и инструменты для работы над собой и своим волнением.

Затем были различные соревнования на территории страны, а также совместные соревнования с российскими спортсменами в Беларуси и России. Где-то я оказывался победителем, где-то был в призовых местах. Это были и личные достижения, и командные, и миксы. В последнее время в миксах мы часто выступаем с Владиславой Пронько, и, честно, результаты меня радуют.

— Вы достаточно эмоциональный человек. Как справляетесь с эмоциями на соревнованиях?

— Пулевая стрельба — скупой на эмоции вид спорта, статичный. Мы должны уметь контролировать себя и свои мысли. Каждый финал — это борьба с собой, с предвкушением, с ожиданиями, которых не должно быть. Но мы же люди, ожидания есть и с этим приходится работать. Когда ты на соревнованиях и тренировках гасишь эмоции, то вне спорта они должны куда-то выплескиваться. В пулевой стрельбе проще флегматикам, которые более спокойные и замкнутые. Я же скорее сангвиник. Я активен и обожаю волейбол — это семейное, уже говорил…

— А чем ещё увлекаешься?

— Кроме стрельбы и волейбола, люблю рыбалку. Она очень помогает и в стрельбе тоже. С рыбалкой я знаком с самого детства: ещё маленьким в детстве ходил ловить карасей с дедушкой во время школьных каникул.

Лет 7 назад уже стал серьёзней подходить к делу. Сначала это были воблеры и спиннинг, а сейчас больше фидерная ловля, на кресле. Закидываешь удочку и наблюдаешь, выжидаешь… Рыбалка очень помогает очистить голову.

— Что есть в жизни Владимира Чернова кроме спорта?

— Есть отношения. (Улыбается). Моя девушка Александра ещё недавно тоже была спортсменкой и занималась пулевой стрельбой. Нам это помогало: раньше постоянно были вместе, на сборах, соревнованиях, были общие интересы и знакомые. Сейчас же она меня прекрасно понимает, знает всю специфику нашего вида, поэтому может помочь и что-то подсказать, поддержать.  Она всем сердцем за меня, и это очень приятно.

— Какие качества важны для стрелка?

— Конечно, важно спокойствие. К тому же в этом виде спорта важно думать: во время стрельбы ты должен реагировать на происходящее, уметь принимать верное решение оперативно. К тому же ленивым ничего не дается, поэтому стоит быть усердным и не жалеть себя на тренировках.

— Какая цель у вашей спортивной карьеры?

— Я хочу быть среди самых известных спортсменов в пулевой стрельбе. Конечно, хочется стать победителем и на чемпионатах мира, и на Олимпийских играх. Хочется ли получить «золото» Олимпийских игр? Конечно!

У меня далекоидущие планы. И я готов ждать, бороться и сражаться за то, чтобы достичь своей цели.

— Что думаете о развитии пулевой стрельбы в нашей стране?

— В Беларуси созданы практически идеальные условия для развития спорта и спортсменов. У нас есть тиры высокого уровня. Спортивно-стрелковый комплекс имени Тимошенко — тому пример и показатель. Отличный тир с современной техникой есть и в Бресте. Спортсменов обеспечивают оружием и костюмами. Словом, для нашего развития созданы все условия. Всегда есть к чему стремиться, конечно, но нам грех жаловаться. Я уже больше половины жизни в этом виде спорта: застал смену правил, винтовок и костюмов — и могу с уверенностью сказать, что всё к лучшему.

— Быт винтовочников не прост?

— Я сейчас во всём виню отца. (Смеётся). Когда он пришёл отдавать меня в стрельбу, оказалось, что тренер по пистолету был в отпуске. И отец с лёгкостью согласился на тренировки с винтовкой. С тех пор каждый раз на соревнованиях, особенно, когда необходимо нести вещи на 2 — 3-е этажи, а рядом ещё и идёт пистолетчик с небольшим чемоданом, я вспоминаю отца. Проговариваю: ну почему я не пистолетчик? Винтовочникам в бытовом плане гораздо сложнее: вес оружия и костюма решает. Сам, правда, я отцу этого никогда не говорил: видимо, он узнает об этом из интервью.

Дарья ЯСТРЕМСКАЯ

Материал опубликован в газете «Спортивная панорама», 10.01.2023 г. №2 (13760)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *